Яблоков И. Основы религиоведения

Посмотреть видео по теме Статьи И. Вороницын Из множества сочинений Эпикура до нас дошли очень немногие отрывки, скудно и, надо думать, весьма несовершенно представляющие его мировоззрение. В сущности, мы Эпикура не знаем, мы его только угадываем. Лукрецию, таким образом, мы обязаны тем, что атеизм и материализм Эпикура не остались лежать пыльным хламом в музее древностей, но живою струею влились в мысль нового времени и сыграли значительную роль в развитии освободительных идей. Когда мы подойдем к этой замечательной эпохе, нам часто придется указывать на значение наследства Эпикура и Лукреция. Эпикур был холодным, далеким от жизни, бесстрастным и осторожным мудрецом. Таким, во всяком случае, он представляется нам по сохранившимся отрывкам его учения. Относительно Лукреция этого сказать, нельзя, хотя мы и не знаем, чем он был в действительной жизни.

Глава 2. Рассел у истоков свободомыслия. Раскрытие основных источников и компонентов религии.

Рассел у истоков свободомыслия. Раскрытие основных источников и компонентов религии. С данной главы мы начнём разбирать подробным образом критику религии Рассела, будем прослеживать тем самым становление его позиции по отношению к религии.

Кратко проанализированы основные мировые религии по вопросу обеспечения . что"страх создал первых богов", этому же способствовало и незнание Из всех печалей самым ужасным, по Лукрецию, является страх смерти.

Будучи третьим не считая других, второстепенных атомистов , Лукреций неоригинален. Мы почти ничего не знаем о Лукреции как человеке. Спустя почти лет после Лукреция, в конце или в начале в. Таким образом, пределы жизни философа определяются 95 —51 гг. Однако согласно биографу поэта Вергилия Донату получается, что Лукреций умер в 55 г. Иероним говорит о Лукреции как авторе нескольких книг. Он связывает Лукреция с Цицероном и утверждает, что Цицерон исправлял книги Лукреция, что маловероятно, так как если говорить о форме, то Цицерон писал латинской прозой, а Лукреций —латинскими стихами, а если говорить о содержании, то мировоззрение Лукреция в корне отличается от мировоззрения Цицерона, так что Цицерону исправлять там было нечего, он мог только все там перечеркнуть.

Но верно, что Цицерон читал это произведение. Сам Цицерон пишет об этом в письме к своему брату Квинту. Иероним пустил о Лукреции сплетню, аналогичную сплетне другого христианского теолога Тертуллиана о другом материалисте древности. Тертуллиан утверждал, что Демокрит ослепил себя, так как не мог видеть женщин без вожделения, а это мешало его научным занятиям. Иероним же утверждает, что Лукреций сошел с ума от любовного зелья.

В самом деле, в Риме тогда были распространены любовные приворотные средства, которые бывали опасными ядами, способными если не убить человека, то повредить его рассудок.

И они в основном считаются вымыслами и сплетнями, а не историческими фактами. Современник формирование римской культуры Лукреций не был оригинальным философом, потому что на первых этапах была неор-гинальною и римская культура. Это осознавал и сам, рассматривая свое творчество как популяризаторскую, перевод греческого философского мировоззрения на латынь, перенос на грунт римской культуры греческой философской традиции и продолжение ее в четкой и понятной форме изложения.

Чувствуется, что Лукреций хорошо знаком с основными направлениями греческой философии от досо-кратикив и к новейшим эллинистических течений. При противоречивости римского государства, неустойчивости положения в ней человека, которая все больше ориентируется на мистику, попадая под влияние религии, он ставил своей задачей распространение такого философского учения, которое бы помогло человеку достичь духовный покой, незворушливисть, избавить ее от страха перед природой, богами и смертью.

Поэтому Лукреций обходит молчанием взгляды софистов, Сократа, Платона, Аристотеля, стоиков, не признает учения Гераклита.

Так Платон создал философскую религию «бога умопостигаемого, величайшего религии (Демокрита – Эпикура – Лукреция), согласно которой «страх.

Задача была очень трудная. Но чем неблагодарнее поэма, на обработку которой употребил свое дарование Лукреций, тем большего удивления заслуживает мастерство, с каким он, отчетливо излагая систему, построенную на силлогизмах, сумел удовлетворить требованиям поэзии, одинаково интересовать и абстрактное мышление и фантазию. Эту задачу Тит Лукреций Кар исполняет с энтузиазмом, с пламенным красноречием, оживляет абстрактные мысли картинными описаниями.

Тит Лукреций Кар Итак, в изложение отвлеченного учения о природе, он вносит нравственную тенденцию. Лукреций объясняет происхождение и будущее разрушение нынешнего устройства вселенной действием механических сил, как учил Эпикур. Тит Лукреций Кар говорит, что устройство вселенной произведено случайным сочетанием атомов вечной материи, что боги не заботятся о природе и людях.

Лукреций Кар и об этом, как и о многом другом, думал подобно другому римскому поэту, Эннию, который говорил: По мнению Лукреция, душа, подобно телу, снова распадается по смерти на элементы, из которых составилась. Но есть у Лукреция устарелые выражения, слог, его лишен изящества, стих лишен благозвучия. Нам неизвестны обстоятельства жизни этого философа-поэта, но можно составить представление о времени появления его поэмы из письма Цицерона, датируемого февралем 54 г.

Возможно, что Лукреций родился в 95 г. Есть основания считать датами его жизни 99—55 гг. Во всяком случае, это первая половина в.

2.2. Религия и свободомыслие в древнем мире и в эпоху средневековья

Скачать Скачано 11 И. Вороницын Из множества сочинений Эпикура до нас дошли очень немногие отрывки, скудно и, надо думать, весьма несовершенно представляющие его мировоззрение. В сущности, мы Эпикура не знаем, мы его только угадываем.

Ссылки на учения Эпикура и Лукреция обнаруживаются в работах . Как известно, Эпикур создал теорию спонтанного отклонения атома от прямой линии. . Философ разоблачает страх перед возможностью бесконечного.

Уроженец Рима, Лукреций жил в бурное и трудное для римского общества время. Крупнейшими из современных ему событий были: Во всех этих быстро следовавших одно за другим событиях сконцентрировались все классовые противоречия эпохи: В эту эпоху беспощадной классовой борьбы, гражданских войн, восстаний, проскрипций и казней в Риме вырос и возмужал огромный поэтический и философский талант Лукреция. Поэма Лукреция одновременно и принадлежит традиции и оригинальна; она — и произведение философской и научной мысли и в то же время творение мощного и самобытного поэтического дарования.

Лукреций не только мыслит о явлениях и о причинах явлений природы как подлинный философ, но и видит их глазами поэта. Его воображение и ум питаются, не только аргументами Эпикура, Эмпедокла, но и образами фантазии Гомера и Энния. Лукреций — римский пропагандист и самобытный толкователь атомистического материализма и этического учения Эпикура. Он ищет философию, которая могла бы обеспечить человеку трудно доступную ему в современных римских условиях безмятежность и невозмутимость существования.

Д. Дилите. Римская литература. Лукреций / Античная литература

Лукреций — имя, Кар — прозвище , уроженца Рима, жившего в эпоху гражданской войны между сторонниками Суллы и Мария и восстания Спартака. Лукреций был не теоретиком, а поэтом; даже скорее эпикурейцем, чем поэтом, потому что сам утверждал, что взялся изложить взгляды Эпикура в поэтической форме для облегчения их восприятия, следуя принципу, что главное — наслаждение, как, скажем, больному дают горькое лекарство вместе с медом, чтобы не было неприятно пить. Лукреций разъяснил многое из взглядов Эпикура, произведения которого сохранились лишь в отрывках.

Он писал об атомах, которые должны иметь другую природу, чем видимые вещи, и не разрушаться, чтобы из них постоянно возникало что-то новое.

Лукреция (ок. 99–55 до «Первых богов на земле создал страх». Позднее тезис о страхе как источнике религии был развит и обоснован Т. Гоббсом.

Материалистическая философия Эпикура кажется ему вдохновляющей и поэтической. Он стремится познакомить с этой философией своих соотечественников. Учение Эпикура имело как бы две стороны: Знаменитый эллинистический мудрец учил в своих уединенных садах наслаждаться простыми и здоровыми благами жизни, вдали от политических страстей и городского шума; он открывал также своим слушателям и тайны устройства вселенной, развивая и дополняя по-своему основные положения атомистической философии Демокрита.

Лукреция привлекла главным образом научная часть учения. Он стал пламенным проповедником материализма Эпикура, и благодаря поэме, представляющей огромную научную ценность, основные положения античной материалистической философии были сохранены для нас. Произведение написано со страстным вдохновением. Философия Эпикура, по мнению Лукреция, не абстрактная система, созданная для просвещенных мудрецов, а учение, направленное к тому, чтобы сделать каждого человека счастливым.

Оно призвано освободить людей от страха смерти, от веры в кары Тартара,— оно заставляет отказаться и от религии с ее жестокими ритуалами. Как только человек поймет законы, управляющие миром, с глаз его спадет завеса и все вокруг засияет новыми, невиданными красками.

Реферат: Лукреций

Эстетическая сущность мифологии и художественного стиля Лукреция 1. Натурфилософская мифология и ее трагический характер в связи с теологией Казалось бы, на этом можно было бы и завершить изложение эстетики Лукреция. Но такое завершение свидетельствовало бы об одном порочном подходе к Лукрецию, свойственном очень многим его излагателям. А именно — многие думают, что теоретическая философия Лукреция — это одно, а его поэзия — это совсем другое, не имеющее никакого отношения к его философии.

По поводу многих, и часто очень глубоких, чрезвычайно ответственных образов у Лукреция, иной раз пренебрежительно говорят: Вот с этим-то весьма порочным подходом к Лукрецию и приходится очень упорно и настойчиво бороться, хотя, правда, подлинная оценка мифологии Лукреция — дело очень трудное и не сразу поддается точной формулировке.

Еще у римлян Лукреций (поэт I в. до Р. Х.) выразил античное учение о том, как появилась религия у людей: timor fecit deos (страх привел к созданию Истоки религии Ты создал нас для Себя и мятется сердце наше доколе не.

Арсен Аветисьян - Очерки по истории религии и атеизма Что, по щекам ниспадая, лицо с двух сторон покрывает, И увидела отца она, тут же стоявшего в грусти У алтаря, и прислужников, скрывших орудие смерти, И проливавших при этом горячие слезы сограждан, В страхе она онемела, к земле подогнулись колени. Не послужило несчастной к спасенью и то, что Именем нежным отца ею назван был вождь ахеян Агамемнон, Всю трепетавшую, вмиг ее на руки воины взяли И на алтарь понесли; но не с тем, чтоб, окончив обряды, К светлому богу примкнула она Гименею, но чтобы Жертвою пала, рукою отца святотатно закланной, Девственно чистая, в светлый, торжественный день ее брака.

Да ниспошлется удача и счастье в отплытии флоту, Вот к изуверству какому религия может понудить []. Лукреций, как и его предшественники, не понимал социальных корней религии. Причину возникновения религии он видит в невежестве людей, в незнании и неумении объяснить явления окружающей их природы. Лукреций утверждает, что вера в богов возникла вследствие страха: Из ничего не творится ничто по божественной воле, И оттого лишь страх смертных объемлет, что много Видят явлений они на земле и на небе нередко, Коих причин никаких усмотреть и понять не умеют, И полагают, что все это божьим веленьем творится.

Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть Из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим Наших заданий предмет. И откуда являются вещи, И каким образом все происходит без помощи свыше []. Боги - творение фантазии человека, плод его воображения. Развивая свою мысль, Лукреций продолжает: У кого не сжимаются члены в испуге, Как содрогнется земля, опаленная страшным ударом молнии, А небо кругом огласят громовые раскаты… И, наконец, когда вся под ногами колеблется почва, Падают или грозят города потрясенные рухнуть, Что же тут странного в том, если так поколения смертных Уничтожают себя и всецело богам оставляют Чудные силы и власть управления всею вселенной [].

По мнению Лукреция, религиозные представления являются отображением человеческих отношений.

Арсен Аветисьян - Очерки по истории религии и атеизма

Главная Философ Тит Лукреций Кар Тит Лукреций Кар — третий после Демокрита и Эпикура великий представитель античного, древнегреческоримского атомизма, атомистического материализма — вершины античной философии. Будучи третьим не считая других, второстепенных атомистов , Лукреций неоригинален. Спустя почти лет после Лукреция, в конце или вначале в. , , . Таким образом, пределы жизни философа определяются 95 - 51 гг.

Однако согласно биографу Вергилия Донату получается, что Лукреций умер в 55 г.

Теория страха Для некоторых мыслителей, стоявших на атеистических позициях, считать религию происшедшей из низших эгоистических Впервые эта теория была высказана римским поэтом Лукрецием[83] и выражена его известной формулой timor primos fecit deos – «страх первых создал богов».

Эпикурейство стало для Лукреция основным философско-этическим и мировоззренческим учением, на которое он опирался в своем творчестве, пытаясь продолжить его развитие. Цель философии видел в том, чтобы указать путь к счастью , возможному для личности, кинутой в водоворот общественной борьбы и бедствий, угнетенной страхами: Средство освобождения от них — усвоение учения Эпикура о природе вещей, о человеке, об обществе. Познание смертности души исключает веру не только в загробную жизнь, но и в загробное наказание, освобождает человека от страха перед адом.

Устраняется и страх смерти: Наконец, и страх перед богами рассеивается, как только мы узнаем, что боги обитают не в нашем мире, а в пустых промежутках между мирами:

Знания о религии от древнейших времен до века

Некоторые греческие философы создавали эпические сочинения на эту тему, но они не сохранились. Биография автора нам неизвестна, не знаем мы и откуда он был родом, к какому сословию принадлежал, единственное ли это его сочинение или он написал что-то еще. По-видимому, поэт умер так и не издав поэмы. Считается, что об этом впоследствии позаботился Цицерон.

человек создал богов, демонов, в свою очередь повергающих верующих Теория страха не только достояние античности (Демокрит, Лукреци и др.) что страх не есть достаточное основание, объясняющее религию, что .

Дилите Тит Лукреций Кар 95 — 55 гг. Некоторые греческие философы создавали эпические сочинения на эту тему, но они не сохранились. Биография автора нам неизвестна, не знаем мы и откуда он был родом, к какому сословию принадлежал, единственное ли это его сочинение или он написал что-то еще. По-видимому, поэт умер так и не издав поэмы. Считается, что об этом впоследствии позаботился Цицерон. В произведении, написанном гекзаметром , Лукреций знакомит римлян с философией Эпикура.

Поскольку из множества сочинений Эпикура сохранилось только три письма, трудно сказать что-либо об оригинальности мыслей и положений произведения Лукреция [2, 33—56; 3]. Эпос был создан в неспокойное время:

[BadComedian] - Children vs. Wizards

Жизнь без страха не просто возможна, а абсолютно достижима! Узнай как полностью избавиться от страха, кликни здесь!